Самопиар: что нужно и чего не стоит делать

СамопиарСамопиар (self-promotion, самопродвижение) — это процесс, с которым придется столкнуться каждому, кто хочет добиться в этой жизни большего. Кто-то считает его витамином для карьеры, кто-то — лекарством от профессионального выгорания, кто-то – джокером в той игре, в которой не помогло ничто другое… Суть самопиара в том, чтобы люди не сомневались: вы — важная персона. Это не такое загадочное занятие как построение личного бренда, это комплекс конкретных действий. Что же нужно делать, чтобы грамотно и эффективно продвигать себя на людском рынке? А какие действия в самопиаре смело можно назвать ошибочными? Проверьте себя, прочитав этот краткий обзор.

Шаг 1. Поверить в себя

Ваши таланты и даже заслуги ничего не стоят на рынке, если у вас нет внутренней убежденности в них. В этом случае вы можете сколько угодно спамить, но отдача от ваших усилий будет нулевой. Однако сказать: «Поверьте в себя!» может любой дурак, и даже взять с вас за это деньги. Да, те, кто устроился в жизни так, чтобы зарабатывать на чужой мотивации, с этим ощущением рождаются, других же обстоятельства упорно разубеждают в том, что самоуверенность — благо… Вам будет проще поверить в себя, если вы проведете ревизию своих достоинств — запишете всё, чем в себе гордитесь, найдете обоснования своим простоям и определите те свои личностные «козыри», каковые придают уверенность лично вам. Имейте в виду: одна и та же биография может выглядеть диаметрально по-разному в зависимости от того, как к ней отнестись.

Шаг 2. Определиться с позицией

Какой бы разносторонней личностью вы ни были, имеет значение только то, что реально вы можете предложить на рынке. То есть, вам нужно определиться, в чем вы эксперт, в чем вы хороши и эффективны, за какие услуги вам готовы платить те деньги, на которые вы претендуете. Пополняйте арсенал актуальных знаний и практических умений в выбранном направлении. Собирайте доказательства того, в чем вы преуспели, чего добились, и фиксируйте, почему это имеет ценность для вашей целевой аудитории.

Читать также:  Найти свою корпоративную культуру

Шаг 3. Проанализировать конкуренцию

Наивно и неразумно выходить на рынок так, будто у вас нет конкурентов. Проанализируйте: кто и как сегодня обслуживает вашу целевую аудиторию, удовлетворяет потребности ваших потенциальных клиентов. Берите на вооружение те маркетинговые инструменты, которые использовались до вас. Можете предложить что-то более качественное, умное, принципиально новое – флаг вам в руки! Не можете – ну и на успех не рассчитывайте.

Шаг 4. Создать имидж

То, как вы себя преподносите, может иметь большее значение, чем то, что вы реально значите. Так что производите впечатление успешного человека: “продавайте” свои достоинства еще до того, как скажете первое слово своему потенциальному клиенту в личном общении. Поможет простая систематизация: я там, где ….., ….., ….. И меня нет там, где ….., ….., ….. Я отличаюсь от других тем, что….. Мне отдают предпочтение те, кто….. Чем меньше общих слов и больше ваших личных «фишек», тем лучше. Позиционируйте себя оригинально и ярко. Это всегда оправдывает себя.

Шаг 5. Выйти из тени

В современных условиях вы ничего не значите на рынке, если вы социально не активны. Однако есть большая разница между «зависанием» в социальных сетях и SMM (social media marketing). Значение имеет не количество «друзей», которых вы даже не знаете, а то, насколько упорно вы формируете правильный социальный круг. Пишите дельные комменты на профильных форумах. Публикуйте нечто интересное у себя в блоге и на страничках соцсетей. Генерируйте идеи, проявляйте инициативу. Рассказывая о своей деятельности, постоянно задавайте себе вопрос: «Даю ли я людям ту информацию, которая будет ими востребована и положительно скажется на моем имидже?» Собственно, пусть ваш самопиар с этого вопроса и начинается.

Шаг 6. Оставаться собой

Имидж имиджем, но если вас кто-то ценит, то за ваши реальные качества. А потому не бойтесь иметь и высказывать свое мнение, аргументируя его. В некоторых случаях вас предпочтут именно потому, что вы независимы в суждениях, потому, что вы – индивидуальность. Тем более что быть искренним и правдивым человеком удобно: вас никто не сможет подловить на вранье. И наоборот: неудобно постоянно кого-то из себя строить, ведь в этом случае найдутся желающие вас разоблачить.

Читать также:  Озеленение территории – своими руками!

Шаг 7. Продвигать окружающих

Но не всех, а тех, кто с вашей точки зрения этого заслуживает. Это полезно и для вашего психологического самочувствия, и для имиджа, и для дела. Ведь, рекомендуя кого-то и делая доброе дело кому-то, вы набираете сторонников, которые в свою очередь станут продвигать вас. И они охотно будут это делать, если вы этого заслуживаете…

Чего стоит избегать при самопиаре

самопиар• Откровенного самозванства. Статуса, который не соответствует действительности, списка клиентов и друзей, которые таковыми не являются, представления принадлежащих не вам достижений, и т.д.

• Непроверенной информации. Сентенций о том, в чем вы не смыслите, фактов, далеких от реальности, «экспертного мнения» о том, в чем вы не являетесь экспертом.

• Самовлюбленности. Излишне частое упоминание о себе в соцсетях (фотки и бахвальство) простительно только в мире шоу-бизнеса и гламура. Деловых и умных людей это раздражает.

• Участия в сомнительных мероприятиях. Представьте, что некто сторонний составляет на вас досье. И там отмечено, с кем вы тусуетесь, где и с кем были замечены, против кого и с кем дружили и т.д. Рано или поздно это может быть использовано против вас.

• Неадекватности. Даже если у вас мания величия, и она помогает вам жить, старайтесь держать это при себе. Любое проявление неадекватности способно сыграть с вами злую шутку в деле самопродвижения.

• Панибратства и фамильярности по отношению к тем, кто вам неровня. Это могут быть известные люди, которые добавили вас в друзья в соцсетях, эксперты в вашей отрасли, потенциальные и актуальные заказчики ваших услуг.

• Грубости и чрезмерного политизирования в постах и комментариях в социальных сетях. Никогда не забывайте о том, что в интернете ничего не исчезает. Поэтому не позволяйте себе высказываний, о которых потом можете пожалеть: вряд ли это тот пиар, который вам нужен!