Випассана: две традиции очищения сознания

випассана

О випассане, или медитации прозрения, практикующие говорят, что именно эта техника помогла принцу Гаутаме открыть в себе природу Будды и наблюдать все явления и законы мира такими, какие они есть — без оценки и эмоциональной вовлечённости. Пробудиться. Самая древняя ветвь буддизма теравада сохранила эту технику очищения сознания. Не просто сохранила. Появляются новые методы преподавания випассаны. Здесь всё зависит от учителя и его понимания науки наблюдения.

ЧТО ТАКОЕ ВИПАССАНА:

• Техника, искореняющая страдание.
• Метод очищения ума, позволяющий спокойно и уравновешенно решать жизненные проблемы.
• Искусство жизни, которое позволяет каждому человеку эффективно работать на благо общества.

ЧЕМ ВИПАССАНА НЕ ЯВЛЯЕТСЯ:

• Это не церемония или ритуал, основанный на слепой Вере.
• Это не интеллектуальное или философское развлечение.
• Это не лечение покоем, не отдых или клуб по интересам.
• Это не бегство от проблем повседневной жизни.

Лесная традиция

Монастыри лесной традиции Таиланда и Бирмы — буддистские университеты и культурные центры. Здесь преподают привычную последователям теравады и не очень привычную европейским искателям духа випассану. Техники преподавания практически в каждом монастыре свои, хотя они и не слишком сильно отличаются. Везде утро начинается в 4.30-5,00 со звука монастырского гонга, собирающего на первую медитацию, во всех монастырях перед началом каждой медитативной сессии рецитируют теравадинские тексты на пали, языке учения Будды, везде есть ежедневные «разговоры о Дхамме» — лекции об основах буддизма и технике выполнения випассаны. Методику преподавания випассаны в этой традиции разработал чрезвычайно почитаемый бирманский монах Махаси Саядо. Он считал, что медитировать исключительно сидя не физиологично, и призывал включать в сессии медитации при ходьбе, когда практикующий наблюдает за каждой стадией своего движения.

Читать также:  Как превратить мечту в реальность? План действия из пяти шагов

випассана-2Вообще в лесных монастырях обычно всего три сессии медитации в день, каждая состоит из 45-минутных блоков: медитация сидя, при ходьбе, а в некоторых — даже лежа. Такой довольно комфортный и естественный ритм. Випассана на этом не заканчивается, практикующим предписывается продолжать наблюдение за каждым своим движением и в свободное время. Таким образом, свободное время упраздняется, оно всё должно быть занято наукой познания себя. Единственное — если вы не в традиции теравады и у вас нет своего учителя, то вы можете прожить в монастыре месяц, но так и не узнать, что, оказывается, надо было наблюдать за собой вне зала для медитации — монахи об этом говорят нечасто.

Медитация. Во время випассаны учителя предписывают для наблюдения объекты, как правило, связанные с дыхательным циклом: наблюдение за вдохом и выдохом медитация анапасати, имя Будды — «буд» на вдохе, «до» на выдохе, движение живота при дыхании.

Тишина. Соблюдение молчания, благородной тишины, обязательно не во всех монастырях лесной традиции. Например, настоятель известного монастыря в северном Таиланде Там Вуа аджан Луангта говорит, что Будда нигде про молчание не упоминал и что лучше выговориться, чем постоянно бороться с отвлекающим от практики внутренним диалогом.

Регистрация. В одних монастырях надо строго регистрироваться на 7, 10 или 26-дневный ретрит за несколько месяцев, в другие можно просто приехать и остаться на любой срок: день, неделю или год. То же и с платой за ретрит: где-то она фиксированная, но чаще это добровольное пожертвование — кто сколько может.

Читать также:  На перекрестке судьбы. Кармический выбор

Випассана по С.Н. Гоенке

Десять дней долгих сидячих медитаций в полном молчании, без телефонов и книг — такую медитацию в Европе, да и России знают лучше. Часто, когда говорят «хочу на випассану», имеют в виду как раз понимание методики, предложенной бирманским бизнесменом индийского происхождения Шри Сатья Нарайяном Гоенкой. Курсы молодого бойца випассаны по Гоенке сейчас есть практически во всём мире. И в России, и в Америке, и в Австралии можно больше чем на неделю запереть себя и бросить вызов своему неугомонному уму. Все условия в Дхамма-центрах випассаны по Гоенке для этого созданы: выйти из центра до окончания программы можно только по веской причине, телефоны, ноутбуки и книги в начале курса практикующих просят сдать, любая другая активность здесь не поощряется, за соблюдением строгих правил наблюдают специальные волонтёры. Здесь почти как в армии.

випассана-3Медитация. Единственная практика Дхамма центров. Вдень 5 медитативных сессий сидя, по крайней мере, три сессии рекомендуется никак не менять положение тела. Техника випассаны всегда унифицированная: первые три дня начинающие практики наблюдают за дыхательными циклами, начиная с четвёртого — за ощущениями в теле и на его поверхности. Боль — хороший объект для наблюдения. Чантинг и разговоры о Дхамме здесь минимальны — это светская практика.

Тишина. Соблюдение благородной тишины обязательно все 10 дней ретрита, практикующим предписывается не общаться даже взглядами. Это хорошо сохраняет энергию практики.

Регистрация. Обязательна. Учитывая популярность курсов по Гоенке, лучше регистрироваться за пару месяцев до ретрита.