Живущие в Сети. Боты, фейки, тролли…

lskdjfffghttrБоты, фейки, тролли и все, кто с ними, — кто они такие? Как работают и стоит ли их бояться? Эти вопросы сегодня занимают всех пользователей соцсетей, в том числе политиков, бизнесменов и селебрити.
А что тут удивительного, ведь мы все давно попали в сети, которые ловят нас и которыми ловим мы. Уже не всегда можно четко определить грань между реальностью и фейком, между человеком и ботом, между лайком и душевным отношением. При полной открытости и доступности информации степень ее достоверности становится все более сомнительной. Да и армии ботов не сидят в засаде, они, как универсальные солдаты, всегда на посту.

Бот-автособеседник

Это тот самый, что отвечает вам от имени, допустим, рекламного аккаунта (ресторана, кинотеатра, производителя мебели, звезды), когда вы вдруг зашли к нему или просто что-то лайкнули. Задача понятна — не упустить вас как возможного потребителя услуги или продукта, фаната звезды или участника события. Миляга-бот — своего рода «сетевой психолог», он будет периодически напоминать о себе, присылать информацию, которая как бы ненароком появится у вас на страничке. Плохой недокрученный бот делает это нарочито и излишне, баг подороже — вовремя и в нужных дозах, словно в щечку целует.

Бот-пустобот

С виду вполне безобиден. Некоторых таких ботов вы даже не видите никогда — их аккаунты-невидимки девственно пусты и созданы лишь для того, чтобы обеспечить нужной странице либо новости определенное количество лайков, эмолайков или друзей. Зачем? Все просто: человек существо общественное, а значит, ему гораздо проще лайкнуть то, что уже лайкнули другие, и таким образом включить себя в число потенциальных потребителей или адептов идеи, продукта и пр. Новость, у которой много лайков, не только чаще показывается, быстрее «облипает» реальными людьми и становится популярной. Так же точно достигается рейтинг видеороликов и статей. Большую часть первичной работы по продвижению проделывают трудяги-пустоботы. А мы, живущие в Сети, ловимся на эту удочку.

Бот-приманка

Размер груди не ниже четвертого… Это, конечно, шутка, размер может быть и поменьше. Но доля правды в этом присутствует. Технология таких ботов основана на привлечении и последующей дружбе исключительно за счет внешних преимуществ. Это приманка! К примеру, кому-то надо собрать аудиторию возможных покупателей спортивных машин.
На что такие люди смогут среагировать в Сети или кому не смогут отказать? Настоящие гусары с деньгами не любят прямую рекламу. А вот симпатичной девушке вряд ли откажут — лайкнут фото, вдруг что приятное произойдет?
Конечно, произойдет — чуть позже, когда прокачают, просчитают и начнут предлагать истории про машины, оценивать вашу реакцию и ожидать покупки. А ведь все так хорошо начиналось… Не стоит думать, что цель такой «ловли» в Сети может быть чисто коммерческой. Это как раз понятно и не столь опасно. А вот формирование фейковых новостей и создание сетевых сообществ (явных и неявных), где распространяются подобные фейки, дело посерьезнее и, как правило, связано с политикой и пропагандой.

Круговорот ботов в сети

К сожалению, ни одну сеть и ни один ресурс на сегодняшний день нельзя считать защищенным ни от ботов, ни от фейковых «всплесков». Нe секрет, что традиционные СМИ частенько грешат обращением к сетевым событиям и аккаунтам. и даже лидеры мнений в профессиональных средах не всегда могут отделить фейки от нефейков. И вот уже срежиссированная информация легко уходит в газеты и журналы. А оттуда возвращается в виде ссылок на те же сети и тем самым подтверждает саму себя. Причем сидящие за компьютерами люди на том конце, где идет «выдача» подобного контента, говорят и о том, что фейки настолько завоевали инфопространство, что в некоторых сообществах проскакивают одни и те же фото. Но под совершенно разным соусом подачи. Это говорит о том, что ко всему, появляющемуся в Сети, стоит относиться с некоторой долей кpитичности и здравого скептицизма. Более того, в настоящей — несетевой — жизни стоит заботиться о том, чтобы было как можно больше интересного, и тогда не увязнешь в виртуальных сетях. Если возникли сомнения и хотите «потроллить» бота, задавайте нестандартные вопросы. Проверяйте новости на источники и правдивость. Для этого созданы сервисы проверки авторства фото или их совпадения.

О лайках…

С точки зрения сетевой математики лайки — лишь поднятие в сети и распространение информации. Однако в последнее время, так как жизнь все сильнее уходит в онлайн, просто лайков стало маловато. Первым на их снижение, как водится, отреагировал фейсбук. Вместо обычного лайка он предложил эмолайк, смайлики, отражающие одну из пяти выбранных эмоций: love, haha, wow, sad, angry. Это позволило ему собирать больше информации о предпочтениях, продавать больше рекламы и получать больше прибыли. Правда, далеко не все понимают, как эмолайки действуют, и при недовольстве содержанием новости или поста пользователи часто ставят гневный лайк, пытаясь как бы сказать: «Я возмущен, эти ужасно». При этом обеспечивая самой новости более короткую жизнь и меньше продвижения. Ведь лайк «возмутительно!» означает для создателя нежелательность такой новости или поста. Если уж совсем начистоту, то лайк — не столько оценка «мне безумно нравится», сколько «видел, заметил». Таким лайком уже никого не удивишь. Другое дело — оставить комментарий, а уж написать в «личку» — почти как сходить на свидание.

…И троллях

Но не только в этом проявляются в Интернете живые эмоции. Троллинг, как бы его ни любили, есть игра на наших чувствах и слабостях. Тролль питается нашими эмоциями и использует их для своих целей — продвинуть тему, продукт, идею и просто сделать приятное самому себе. Троллинг стал уже не чем- то из ряда вон, а вполне привычной манипуляцией в интернет-пространстве. Но, как говорится, против любого лома есть прием: не «зажигаться», не включаться эмоционально, потому что именно этого и ждет тролль, пытаясь вывести вас из себя. Холодная голова поможет определить уязвимое место самого тролля. Он может оказаться очень слаб в дискуссии, поскольку не дискуссия его цель. Впрочем, слишком большое внимание к действиям троллей может кого угодно превратить в их подобие. А вот это уже лишнее.

Алена Август

Метки
Показать еще

Еще в этой рубрике

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close