Казалось бы, на то он фэшн и глянец, чтобы простые люди могли дивиться на красивую красоту. В редакциях глянцевых журналов целые отделы трудятся во имя того, чтобы эту красоту обеспечить: делают цветокоррекцию и уйму всего, что объединяется понятием «фотошоп». Что же в этом дурного? Оказывается, это называется поощрением недосягаемых идеалов красоты. И вот с 1 октября сего года во Франции вступил в силу закон, согласно которому любая коммерческая фотография любой модели, подвергшаяся цифровой ретуши, должна сопровождаться предупреждением, подобным тому, что написано на пачках сигарет. «Photographie retouchée» — вот так должно быть написано, чтобы вы знали.
А чотакова-то?
Люди верят в чудеса – это безоценочно. Но когда люди начинают себя истязать для того, чтобы приблизить свою внешность к «глянцевым» образчикам, они широко шагают за границу нормы. Как физиологической, так и психической. Согласно данным министерства здравоохранения Франции, около 600 000 человек страдают от анорексии или других расстройств пищевого поведения. Что привело их к этому? Они верят глазам своим! И если видят на фото экстремально большие глаза, экстремально тонкую талию, фигуру как у девушки у женщины за 50 и т.д., то считают, что это возможно и достижимо в реальной жизни.
Известно ведь, что глянец продает не товары и даже не образ жизни: он продает мечту, ценности, представление человека о самом себе. В этом смысле не так опасен красивый портрет или образ, как жульничество, выдающее желаемое за действительное.
Какой бы ни была модель в реальности: худой как жердь, «бодипозитивной» пухляшкой, сильно немолодой или просто некрасивой, благодаря фотошопу она будет выглядеть как богиня и пример для подражания. А поскольку обычная девушка так выглядеть не может, она будет загоняться по поводу собственного несовершенства. Вот и промежуточный результат: понятие нормы ушло в сторону от нормы, а несчастных людей прибавляется год от году.
Что теперь
Теперь, ежели кто закон нарушит во Франции, будет оштрафован — либо на 37 500 евро, либо на 30% стоимости создания самой рекламы. Кроме того, с мая этого года модели должны предоставлять справку от врача о том, что они полностью здоровы, а многие компании запрещают нанимать слишком худых моделей. Еще раньше, чем Франция, подобные меры принял Израиль. А популярное стоковое агентство изображений Getty Images уже запретило использовать для коммерческих целей ретушированные фотографии с моделями.
Ну а что будет происходить в отечественном глянце, пока трудно сказать – у нас свой цирк.