Содержание
Логика (вроде бы) должна быть инструментом, который помогает общаться и понимать друг друга. Тем не менее в реальности этого часто не происходит. Почему? Существует ли «женская логика» и есть ли действительно разница в мышлении разных полов?
«Мой сын, одиннадцатиклассник физматлицея, часто говорит, что у меня нет логики, — рассказывает 40-летняя Лилия. — Наверное, с точки зрения естественных наук и формулировок это так и выглядит. Но если бы мы общались на его языке, получилось бы следующее: «Есть будешь?» — «Да». — «Как дела?» — «Нормально». А я, конечно, хочу подробностей! Задаю много вопросов, а иногда говорю за двоих, спрашиваю и сама отвечаю, делая выводы. И сразу получаю: «Где тут логика?» У 37-летней Арины упоминания о логике, точнее, ее отсутствии постоянно возникают в разговорах с мужем. «Недавно обсуждали поездку на Новый год куда-нибудь вдвоем. Начали за здравие, кончили за упокой: разругались. А началось все с того, что я стала перечислять ему все варианты, которые нашла на сайтах о туризме. Муж сказал, что не готов слушать этот сумбур. Ему, мол, нужны только море и кровать в отеле. Я столько времени провела в поисках информации! А он даже слушать не хочет».
Почему мы не понимаем друг друга? Неужели дело именно в особенностях мышления и формулировках?
ГДЕ ЛОГИКА?
В переводе с греческого logos означает «слово», «разум», «рассуждение». Логика — наука о правильном мышлении, чья задача — определить, как прийти к выводу из предпосылок и получить истинное знание о предмете размышления. «Но, как говорил отец логики Аристотель, она — это скорее инструмент, чем само мышление, — замечает когнитивно-поведенческий психотерапевт Дмитрий Ковпак. — Логика — то, что может делать мышление более эффективным. Если положить ложку в прозрачный стакан, мы увидим, как ее «разрывает» на части. Причем мы понимаем за счет опыта и с помощью логики, что это не так, что это оптическая иллюзия. Логика помогает нам, несмотря на собственные впечатления — «я так вижу, так слышу, значит, так оно и есть» — быть ближе к реальности».
Классическая логическая ошибка, которую совершают почти все независимо от пола, — путать «после этого» и «вследствие этого». Студент надел на экзамен счастливые красные трусы или положил под пятку пятачок и сдал его на пять. Не иначе как помог ритуал. Нередко вывод делается именно такой, хотя второе вовсе не вытекает из первого. Если проанализировать факты, то выяснится, что студент просто хорошо знал предмет или посещал занятия и запомнился преподавателю. Логика учит нас учитывать все разнообразие фактов, а не выбирать те, которые нам больше нравятся, и помогает меньше ошибаться, считает психотерапевт.
МЫ БОЛЬШЕ, ЧЕМ МЫСЛИ
Часто, говоря о логике, мы подразумеваем интеллект. Но и его с некоторых пор психологи перестали мерить механически, «линейкой». Система интеллекта шире, чем известный всем IQ. «Мы лучше понимаем других за счет эмоционального узора поведения, за счет эмпатии, более качественного контакта, навыков распознавания и проявления эмоций, — убежден Дмитрий Ковпак. — Эмоциональный интеллект не менее важен для социального функционирования, чем вербально-логический. Иногда человек дал немного информации, но то, как он это сказал, действует порой почти магически». И это верно и для мужчин, и для женщин. Но есть различие в стилях мышления и проявлении различных сфер разума, которые задействованы в данный момент.
«Логически мыслящий человек — тот, кто умеет здраво и ясно рассуждать, опираясь на факты, а не на интерпретации и чувственный опыт, — говорит клинический психолог Люция Сулейманова. — Но есть еще и ассоциативное мышление, которое женщинам ближе, чем мужчинам». Ассоциацией можно назвать то, что не очевидно, что скрыто от нас. Например, мать видит, что ее ребенок ведет себя как-то иначе, чем обычно, — капризничает, покраснел. Она может догадаться, что ему нездоровится. Врач придет к тому же выводу, оперируя другими фактами — симптомами, температурой. Иногда мы улавливаем нечто в состоянии мира или людей вокруг по запаху и делаем выводы — это тоже относится к ассоциативному мышлению.
И логическое, и ассоциативное мышление свойственно как мужчинам, так и женщинам. Но почему-то традиционно мужчин наделяют исключительно математической логикой, а женщин — ассоциативным мышлением. Есть ли этому «логическое объяснение»?
ДОБЫТЧИК И ХРАНИТЕЛЬНИЦА ОЧАГА
Женщины действительно демонстрируют определенный стиль мышления и общения. Если не брать во внимание социальные стереотипы, которые выражают себя в шутках про блондинок и женский мозг, то можно найти вполне научное объяснение. «Женщина лучше владеет словом, свободнее ориентируется в диалоге. Когда мужчины в далеком прошлом шли добывать мамонта, им не надо было разговаривать, — объясняет Дмитрий Ковпак, — наоборот, молчание способствовало безопасности и предоставляло больше шансов для удачной охоты, активных болтунов чаще съедали или они оставались без добычи. Они хорошо ориентировались в окружающем пространстве, были интуитивными «топографами», считывая знаки в природе — сломанная ветка, большое дерево, крутая скала. Женщины оставались у очага, готовили пищу, заботились о детях, при этом они активно общались. У современных женщин зона, отвечающая за речь, больше прокачана, чем у мужчин». Это наследие сотен тысяч лет, которое помогало женщине развиваться.
Различия начинаются уже в детстве. Пока мальчик играет в подвижные игры или войну, девочка выбирает дочки-матери, «магазин» и обустройство дома, осваивая вербальный стиль взаимодействия. «Ей интересны мотивы. Она учится с помощью ролевого поведения формировать более зрелую коммуникацию, чем мальчики, которые дерутся в этот момент», — считает Дмитрий Ковпак. «Женщина издавна занималась собирательством, что требует особого внимания. Способность ассоциировать помогает ей понять, что на поляне, где есть один гриб, можно найти еще грибы. С точки зрения эволюции и заботы о потомстве это ценный навык, — уверена Люция Сулейманова. — Ведь женщина не только вынашивает дитя, но и выращивает его. Благодаря ассоциативному мышлению она способна не только учитывать факты, но улавливать смутные сигналы, строить догадки и предположения. Все это полезно, чтобы защищать, развивать и воспитывать ребенка».
Но у коммуникативной компетентности есть обратная сторона — эмоциональность и сомнения в себе. «Американцы проводили исследования, в которых обнаружилось, что девочки при выполнении математических задач больше беспокоятся, чем мальчики. Их уже выучили в понимании, что они плохие математики. Девочки стараются объяснить свои успехи и неудачи внешними обстоятельствами — например, сложностью заданий. Мальчики приписывают успехи исключительно себе», — поясняет Люция Сулейманова.
Наука долгое время выстраивалась, ориентируясь на математическую, «мужскую» логику. Среди нобелевских лауреатов с 1901 года до сегодняшних дней всего 49 женщин, причем подавляющее большинство наград — в области литературы и премии мира, но никак не в сфере естественных наук. Но если раньше феминистки приписывали такие разительные результаты дискриминации со стороны мужчин, то теперь, когда в последние десятилетия женщинам ничто не мешает учиться и развиваться на равных с мужчинами, а мужчины готовы уходить в декретный отпуск, число нобелевских лауреатов среди слабого пола не выросло. Так может быть, дело вовсе не в ущемлении прав женщин, а в чем-то другом? Например, в нашей физиологии?
ТЕСТОСТЕРОН В ПОМОЩЬ
С одной стороны, мы управляем нашим телом, с другой — оно управляет нами, считает Дмитрий Ковпак: «Притча во языцех — беременность, предменструальный синдром, которые не раз обыграны в анекдотах. Влияние гормонов на нас велико. Физическое состояние будет влиять на мышление, в некоторых случаях создавая туннельное восприятие. Например, во время гриппа мы видим мир очень узко, как будто на глазах шоры». Гормоны щитовидной железы могут ускорять мышление, если их уровень повышен, и, наоборот, замедлять, если понижен. Низкий их уровень может вызывать состояние, похожее на клинические симптомы депрессии.
«Есть исследования, демонстрирующие влияние тестостерона на способность к решению математических задач. При повышении уровня тестостерона женщины успешнее выполняют задачи на пространственное мышление. Чем он выше, тем быстрее женский мозг. Андрогинные женщины показывают наиболее удачные результаты. А вот мужчинам высокий уровень тестостерона, наоборот, мешает. Их «мысли» в это время находятся явно не в голове. Они сейчас — мачо», — объясняет Люция Сулейманова. Мы заложники своего тела, но не это, убежден Дмитрий Ковпак, нам чаще всего мешает, а набор психологических ограничений и социальных клише.
ГРАНИЦЫ СТИРАЮТСЯ
Стереотип, преобладающий на протяжении многих десятилетий, до сих пор предписывал: девочка должна закончить школу, вуз, и ни в коем случае не надо его бросать. «Этот шаблон помешает ей стать Цукербергом и Джобсом, которые махнули рукой на высшее образование, что нисколько не отразилось на их успехе, скорее наоборот. Девочке предписано быть последовательной, это помогает ей быть устойчивой и стабильной в отношениях, создавать и поддерживать целостность семьи», — поясняет Дмитрий Ковпак. Социальные и семейные системные клише часто управляют нашей жизнью, нашими выборами. Поэтому, говоря о мужской и женской логике, мы скорее подразумеваем привычки мыслить и делать выбор. «Стереотип условной блондинки диктует соответствующий стиль поведения. Имидж куклы Барби предполагает приоритет внешности над интеллектом. Но сами же умные блондинки разрывают этот стереотип».
Однако в последнее время наметилась другая тенденция: и мужчины, и женщины выходят за рамки сложившихся стереотипов. Во многих странах нивелируется разница между полами. Понятие пола сменилось понятием гендера — не биологического, а социального пола. Женщины и мужчины на равных служат в армии, девочек и мальчиков берут в бойскауты, а прежде чисто мужские профессии становятся унисекс.
«Трансгуманизм обязательно заставит списать привычные шаблоны в утиль, — прогнозирует Дмитрий Ковпак. — Мы все больше будем становиться андроидами. Мышление, поведение будут унифицированы. Скоро начнут заменять внутренние органы, менять тела, появится какой-то кристалл, на который мы сможем записывать всю информацию, включая нейронные связи, о человеке и переносить ее как файл в другого. Предсказание технического директора Google Рэя Курцвейла теперь не кажется фантастикой: «В 70-х годах XXI века нас ждет новая революция, в которой будут соперничать уже не мужчина и женщина, а люди и роботы».
НА ЯЗЫКЕ ДРУГ ДРУГА
«По большей части разговоры о мужской и женской логике — это классические манипуляции, — говорит Люция Сулейманова. — Упрек в нелогичности часто возникает, когда мужчина просто не готов слушать или хочет доказать женщине, что она менее умна, чем он. Фактически это гендерное оскорбление. Истории о блондинке — на самом деле о том, что он не готов воспринимать ее ассоциативную логику».
Мужчина говорит конкретно, женщина — дольше, более сложными конструкциями, добавляя много образов и впечатлений. Он просто устает от потока ее информации. Ему легче, если разговор проще, а предложения короче: подлежащее и сказуемое. «А женщине хочется получить ощущение, что ее понимают, как и ее состояние, тогда она успокаивается», — говорит психолог. Сухие жесткие формулировки заставляют ее тревожиться. Чтобы снизить ее напряжение, мужчина может отправить ей для начала послание с положительным эмоциональным зарядом, например: «Ты такая молодец, я тобой восхищаюсь». После этого она будет готова воспринимать факты и цифры. «Но ни в коем случае не стоит разговаривать с ней с позиции сверху. В таком диалоге шансов быть услышанным мало».
8 ТИПОВ ИНТЕЛЛЕКТА
В 1994 году психолог Говард Гарднер предложил теорию множественного интеллекта, которая изменила представление общества о разуме. Согласно ей, у каждого из нас есть доминирующий тип интеллекта, но в той или иной степени имеется и каждый из восьми, их можно развивать.
Лингвистический. Его обладатели живут в мире слов, именно они легко понимают текстовые инструкции к различным приборам, любят писать и читать. Им легче, чем другим, даются иностранные языки.
Логико-математический. Они решают абстрактные задачи, быстро делают простые и сложные расчеты, любят шахматы, судоку.
Визуально-пространственный. Ориентироваться на местности, замечать визуальные детали — это к ним. Они легко понимают чертежи и инструкции в виде диаграмм.
Музыкальный. Они легко осваивают музыкальные инструменты, часто настукивают ритм и напевают.
Телесно-кинестетический. Это те, кто в совершенстве владеет телом, обладает хорошей координацией. Они очень подвижны, среди них много танцоров и спортсменов.
Экзистенциальный. Его носителям свойственно глубокое понимание собственного «Я» и законов жизни. Рассудительны, владеют эмоциями и осознают свои недостатки и достоинства.
Социальный. Они хорошо умеют понимать других, чужие эмоции, потребности и цели. Они коммуникабельны и часто становятся душой компании. Натуралистический. Здесь — ценители природы, которые хорошо понимают ее законы. Среди них немало биологов, садоводов и просто любителей животных.
Натуралистический. Здесь — ценители природы, которые хорошо понимают ее законы. Среди них немало биологов, садоводов и просто любителей животных.