Ей всего 26 лет, за спиной — пять дипломов, полученных в России и США, и один успешный стартап — ImageAiry, который три года назад получил на развитие $45 тыс. от ФРИИ и дошел до полуфинала конкурса MIT $100K, затем был приобретен Astro Digital и стал русской «дочкой» калифорнийской аэрокосмической компании, а сама Катерина Ленгольд — самым молодым в индустрии вице-президентом.
На часах 11 утра. Мы встречаемся с Катериной Ленгольд за завтраком в центре Москвы — она предпочитает не тратить время на меню и сразу заказывает сырники и какао без сахара: «В США мне не удается насладиться подобной едой — там просто нет творога. Иногда приходится решать проблему “подручными способами”, например готовить творог в домашних условиях. Поэтому никогда не отказываю себе в этом удовольствии здесь!»
В России Катерина бывает нечасто: последние 6 лет большую часть времени в году она находится в Америке. Первое, что меня в ней покорило, — скорость принятия решений в режиме «хочу, могу, делаю».
Мы познакомились в социальных сетях — я написала ей, что есть идея интервью и съемки. В течение суток Катерина внесла нашу встречу в свое «космическое» расписание — и через месяц, в назначенный день, по пути на важный meeting в Италии девушка прилетела в Москву специально для нашего проекта.
Офис компании Astro Digital, где Катерина работает на позиции вице-президента по развитию бизнеса, расположен в исследовательском центре NASA в Калифорнии, в Кремниевой долине, в городе Маунтин-Вью по соседству с Google. На данный момент у нее в команде 30 человек — уникальный инновационный коллектив, который отвечает за производство и запуск спутников и за систему оперативного мониторинга земной поверхности в режиме non-stop (стоимость запуска одного сателлита — несколько миллионов долларов). «Наш последний инвестиционный раунд составил $17 млн. В рублях это, кажется, чуть более миллиарда?» — улыбается Катерина.
— Катерина, у меня к вам столько вопросов, что я разрываюсь, с какого начать. Начнем с того, как вы оказались в США.
— Я всю жизнь прожила в России. В 14 лет экстерном закончила московскую школу и сразу поступила в университет. После получения нескольких российских дипломов у меня появилась возможность продолжить обучение в MIT (Массачусетский технологический институт) в Кембридже. В тот год он был признан лучшим университетом мира. Так я оказалась в Бостоне.
— Я хорошо знаю Бостон — это особенный город, он буквально кипит идеями…
— Люди в Бостоне очень заряжены идеей, как изменить мир к лучшему. Оказаться в таком месте — уникальный опыт. В России, например, в кафе обычно обсуждают бытовые и личные вопросы, в Бостоне говорят о прогрессивных технологиях, ради которых готовы не спать ночами. Я была обескуражена этим в первое же утро, как только прилетела. Мой любимый пример: после самолета я зашла в ближайший «Старбакс» за порцией кофеина. Пока ждала заказ, стоящий рядом в очереди парень без доли смущения… презентовал мне свой проект. Прямо так: «Привет, я Том, у меня есть классная идея стартапа, хочешь, расскажу?» Когда ты «варишься» в этом с утра до вечера, остаться равнодушным невозможно. В Кембридже, например, есть район Kendall Square — там самая высокая концентрация перспективных стартапов в мире, там их больше, чем в Кремниевой долине. Этот район еще называют «самой инновационной квадратной милей на планете».
— В Бостоне, кстати, находятся два сильнейших вуза — не только MIT, но и Гарвард.
— Мне посчастливилось учиться и там, и там. Я брала несколько курсов в гарвардской школе бизнеса. И меня очень быстро одолела «предпринимательская лихорадка», когда просто ходить на занятия уже недостаточно. Тогда я решила участвовать в знаменитом конкурсе MIT $100К, одном из самых серьезных соревнований инновационных проектов. Правда, я совершенно не знала, что делать. Проекта на тот момент у меня не было.
— Но направление, в котором ваша команда двигалась, хотя бы существовало? Были «черновики» проекта?
— Не было. Начинать нужно всегда с проблемы. И мы с друзьями начали ее искать. Часть из них училась на аэрокосмическом факультете MIT. Я спросила: «Что у вас не так? Какие ниши не закрыты?» Мы быстро уловили, что, несмотря на рост и развитие спутниковых компаний — удешевление, упрощение запуска, — о доступе к данным, которые эти спутники генерируют, все забыли. И я решила, что будет здорово предоставлять снимки поверхности земли существующих спутниковых операторов и создать маркетплейс, который даст возможность удобно, быстро и эффективно получать данные, анализировать их и использовать для бизнес-задач.
— Катерина, я накануне нашей встречи изучила цифры: объем мирового рынка космических услуг ежегодно растет на 5 % и сейчас составляет около $400 млрд.
— И это только старт. Говорят, инвесторы с большим азартом смотрят на коммерческий космос. Несмотря на серьезные риски, коммерческий космос сегодня крайне интересен инвесторам, в числе крупнейших из них — Илон Маск и Ричард Брэнсон, но и россияне не отстают. Понимаете, долгое время космос был совсем не user-friendly и существовал как прерогатива государства. Спутниковые данные и их обработка еще десять лет назад были доступны исключительно военным ведомствам и крупнейшим компаниям. Причем поставлялись эти данные в «сыром» виде и в огромных объемах — работать с ними было очень непросто.
— Помимо хорошей идеи для развития нужны деньги. Какую сумму вы вложили в бизнес на первой стадии?
— Я не вкладывала свои деньги, у меня их просто не было. Я инвестировала время, работала 24/7. Благодаря конкурсу MIT $100К мы получили поддержку от MIT: смогли оплатить серверы и юристов, которые требовались для согласования сделок, подали Provisional Patent (предварительную заявку на изобретение в патентное ведомство США). В этом и заключалась помощь в начале нашего пути. Позже мы привлекли венчурные инвестиции и жили на это. Экономили, зарплату себе не платили. Было непросто, но очень интересно.
Примерно три года назад я продала свой бизнес Astro Digital, которая на тот момент занималась строительством спутников. Сейчас помимо удобного интерфейса для доступа к различным спутниковым данным мы предоставляем инструменты обработки данных и удобный API, позволяющий строить приложения на базе нашей платформы.
— Проще говоря, сегодня с помощью сервиса Astro Digital уже проанализированные спутниковые данные можно получить быстрее, чем мой айфон передаст сообщение по LTE, но предварительно оформив подписку?
— Примерно так. Наши спутники снимают всю земную поверхность ежедневно. Каждые 90 минут мы получаем новые данные с аппаратов. Далее информация попадает в систему обработки и на аналитическую платформу, чтобы выявить важные для наших клиентов изменения и помочь им оперативно и точно принять бизнес-решения.
— Пока не очень понимаю, какие именно данные о местности и каким образом помогают бизнесу?
— Наши приоритетные направления — сельское хозяйство, мониторинг окружающей среды, городское планирование, бизнес-аналитика. Строители, ритейлеры с помощью спутников легко отслеживают динамику любых изменений на крупных объектах. Мы мониторим тысячи полей по всей России и смотрим, как меняется состояние посевов кукурузы, подсолнечника, пшеницы. С помощью спутниковых снимков можем узнать, как растет хлопок по всей Индии. Это важно, потому что благодаря этой информации мы предсказываем цены на сырье. А если что-то идет не так, у сельхозпроизводителей есть возможность решить проблему, спасти урожай. Наша платформа полезна страховым компаниям для оценки рисков, они могут оперативно увидеть последствия ураганов, погодных катаклизмов на огромных территориях.
— То есть вы хотите сказать, что тосты, которые я сейчас заказала на завтрак, были сделаны из пшеницы, которую вы мониторили из космоса?
— Да, это так! Скажу больше: корову, давшую молоко, которое вы только что добавили в ваш кофе, мы тоже могли мониторить из космоса. Я не шучу. Это, кстати, колоссальный рынок. Территории, о которых мы говорим, огромны. Например, самая большая ферма в Китае размером с Израиль по площади. Представьте: рогатый скот регулярно перегоняют для кормления с одного поля на другое: съели всю траву с одного, их отправляют на следующее. К моменту, когда круг замыкается и коров возвращают к первому полю, трава на нем уже должна подрасти. С помощью наших спутниковых данных можно оценить состояние вегетации и оптимально построить маршрут перегона скота, чтобы отправить его в нужную точку, когда трава точно вырастет.
— Вы говорите о ферме в Китае, чуть выше упомянули про хлопковые поля в Индии. Получается, американская частная компания постоянно делает снимки их земель. Китай и Индия не против такого «вторжения»?
— Безусловно, есть ограничения, без которых не обходится ни один бизнес. Они относятся как к безопасности государств, так и к безопасности людей. Наши спутники находятся на орбите, на высоте 600—650 км над землей, и они малогабаритные: «традиционные» аппараты, к примеру, размером с внедорожник, наши — как коробка для обуви. Каждый аппарат размером с коробку для обуви может делать снимки, состоящие из 210 мегапикселей (1 мегапиксель равен 1 млн пикселей). Для сравнения — суперпрофессиональная камера Canon имеет разрешение 30,4 мегапикселя. Научное качество данных в связке с высокой частотой съемки — это настоящий прорыв Astro Digital. Однако существуют ограничения — съемка с очень высоким разрешением, меньше 25 см (1 пиксель изображения равен 25 см поверхности земли), для коммерческих целей запрещена. Это значит, что коммерческие спутники не позволяют увидеть лица людей.
— Обратила внимание в Facebook на шаблон планера вашего личного времени — система, скажу прямо, не для слабаков… Вы действительно по ней живете?
— Я формировала этот метод несколько лет, заимствуя компоненты из разных методик. Полезный инструмент. Если коротко: система базируется на 9-недельных спринтах. Девяти недель достаточно, чтобы реализовать какой-то значимый проект, но нашему мозгу необходимо чувствовать «давление дедлайна», чтобы прекратить прокрастинировать и перейти к действиям. На старте я определяю три главные цели и придумываю себе награду за их успешное достижение (шопинг или поездка за город с друзьями). Каждый спринт, то есть каждую неделю, я определяю для себя пять полезных привычек, которые хочу сформировать (утренний фитнес, чтение литературы и т. д.). Тут важна регулярность, нельзя пропускать два дня подряд. И каждый вечер я составляю план на предстоящий день. Определяю три ключевые задачи, которым выделяю 3—4 часа в первой половине дня, когда мой уровень креативности на максимуме. Рутину планирую после обеда. Все задачи разбиваю на 25-минутные блоки с обязательным 5-минутным перерывом. Эта техника называется Pomodoro. А перед сном я записываю свое главное достижение дня и кому и за что я благодарна. Эта практика очень эффективна, она делает нас счастливее.
Несколько месяцев назад, после того как я опубликовала этот метод в соцсетях, одно российское издательство предложило мне выпустить ежедневники — сейчас они уже есть в продаже в книжных магазинах и онлайн. Называется ежедневник «Космос» — он как классический Moleskine, только с моей «начинкой»: три спринта по девять недель, плюс привычки, плюс журнал достижений и благодарностей, плюс мои советы по продуктивности и личному развитию на каждую неделю.
— Интересно попробовать, но не факт, что я выдержу такой детальный agile-марафон. Катерина, вы — эффектная девушка, вам это не мешает в бизнесе? Все-таки космос все еще принято считать мужской территорией…
— Разве это важно? Гораздо важнее, чтобы как мужчины, так и женщины были способны сделать бизнес эффективным и коммерчески успешным.
— Разница все-таки есть. Например, женщина, уходя в декрет, рискует взять слишком долгую паузу в бизнесе…
— Ну, в Америке с этим все проще. В Калифорнии, например, декрет длится всего 6 недель. Поэтому у женщины мало шансов «выпасть» из бизнеса. К тому же я искренне думаю, что найти правильного мужа и будущего отца для детей — залог успеха. Адекватный и любящий мужчина берет на себя такую же ответственность за семью и работу, как и женщина.
Беседовала Кристина Гудихина