А.Г. Россия находилась и находится в уникальной позиции между Западом и Востоком. У нас есть возможность интуитивно принять восточную философию, и сознательно принять или отвергнуть западную. Великий русский поэт Александр Блок предположил свое существование посмертное в этих мирах в такой форме: «Умрешь – начнешь опять сначала, и повторится всё как встарь / Ночь, ледяная рябь канала. Аптека. Улица. Фонарь». В этой связи, если мы говорим о процессе умирания, смерти и посмертном существовании, во что верите вы? Или что знаете об этом?
С.Г. Да, действительно, сейчас в нашем распоряжении есть наблюдения из сферы танатологии. Те люди, которые пережили клиническую смерть, но не умерли, потому что естественно, в таком случае они не могли бы рассказать эти истории, так вот, их наблюдения подтвердили то, что раньше воспринимали как сказку. Например, в тибетской Бардо Тодол, «Книге мертвых» указывается, что после того как человек умирает, он обретает тело нематериальное и может свободно перемещаться почти по всем пространствам этого мира… Теперь у нас есть подтверждение из танатологии, что действительно, сознание может путешествовать, перемещаться по этому миру и видеть, воспринимать происходящее вокруг.
В нашем распоряжении есть исключительно интересные исследования, и его святейшество далай-лама открыт тому, чтобы западные ученые работали с тибетскими монахами, и изучали в частности практику тумо – практику внутреннего жара, выполняя которую, человек может быстро разогреться, находиться раздетым на снегу и высушивать простыни теплом своего тела. Так же существует такое понятие как тулку — перевоплощение различных лам и его святейшества далай-ламы. Некоторые ламы могут предсказать, где они воплотятся в следующий раз. В монастыре, когда умирает лама или настоятель, монахи внимательно следят за тем, какие к нему приходят сны, какие еще поступают знаки, и в конце концов они начинают понимать, в какой местности следует искать следующее воплощение. Отправляются туда, находят ребенка, и ребенок проходит очень сложный тест, в ходе которого он, в частности, должен опознать единственный предмет, который принадлежал покойному ламе. И с точки зрения науки, с точки зрения статистики настолько невероятно, чтобы это все происходило только в силу случайности. Его святейшество далай-лама открыт тому, чтобы ученые изучали базовые принципы тибетского буддизма. Есть еще одно исследование, выполненное Иеном Стивенсоном, который работал с 3000 детей от 3 до 5-летнего возраста, и эти дети были не только из Индии, с Цейлона, но также из Великобритании и ряда других стран. В какой-то момент эти дети начинали рассказывать о том, что уже жили раньше, с подробностями и деталями. Из этих 3000 случаев Стивенсон отобрал 700, насчет которых он не сомневался, что другого объяснения кроме реинкарнации здесь быть не может. И в моей книге «Величайшее путешествие» я привожу самый известный его случай.
Случай индийского мальчика, по рассказам которого нашли город, в котором он раньше жил, нашли его родственников, его привели в магазин, в котором он когда-то торговал. Он увидел, какие в этом магазине с тех пор произошли изменения, и в магазине был автомат с газировкой, который сломался. Его никто не мог починить, кроме этого ребенка, который подошел и, совершенно не сомневаясь, уверенно его починил.
Последняя работа Иена Стивенсона – это два тома «Карма и биология», где он описывает случаи детей, которые рассказывают о том, что в предыдущих жизнях их убили. И у этих детей существуют родимые пятна именно в тех областях тела, от поражения которых наступила смерть. Иену Стивенсону удалось получить достаточно много результатов вскрытия, которые подтверждали рассказанное.
А.Г. То, о чем вы говорите, распространяется на всех людей, или только на людей определенных практик и определенной культуры?
С.Г. Я постоянно наблюдал, что в необычных состояниях человек может выходить за пределы своей культуры и религии. Примером тому Рам Дасс, он же Ричард Альперт. Он был из очень известной еврейской семьи, но при этом его собственные опыты влекли его к индуизму, до такой степени, что он отправился практиковать в Гималаи. Он себя воспринимает как индуиста. И недавно американские каналы показывали очень интересную историю о маленьком мальчике, который обожал самолеты, очень много знал о самолетах, постоянно конструировал модели. История это долгая, но обнаружилось следующее: в предыдущей жизни его самолет подбили японцы. И он называл имена солдат, летчиков, с которыми он вместе воевал, и в конце концов нашли доказательства, верификацию его истории. А происходил этот мальчик из христианской семьи. Христианство же не признает реинкарнации с V века, с Константинопольского собора.
А.Г. Тут возникает другой вопрос, который очень часто задают, наверняка и вам его задавали. Наступит такое время рано или поздно, когда количество живущих на Земле превысит количество всех умерших до этого. Где мы возьмем такое количество свободных душ, чтоб помещать их в организмы, чтобы плодиться и размножаться на этой земле?
С.Г. Понимаете, мы пытаемся к метафизической проблематике применить свой повседневный ум. Но здесь могут быть задействованы такие механизмы, о которых мы можем вообще не иметь понятия. Например то, о чем писали мистики: что мы отделены друг от друга, но при этом мы – одно. Я – лишь незначительная часть этой вселенной, но в то же время – я есмь вся эта вселенная. А до тех пор, пока не появилась голография, все это было совершенно непонятно. Раньше мы не могли даже предположить, что она появится и заново определит соотношение между частицей и целым. Мы можем взять маленький кусочек голограммы и увидеть в ней целую картину. Взять также теорию хаоса: никто не мог предположить, что этот принцип оперирует во вселенной. То есть мы еще не в конце пути, нас еще может ждать огромное множество сюрпризов. И возможно, мы просто пытаемся применить свой повседневный разум к тому, что являет собой многомерное таинство. Существует концепция, согласно которой реальность имеет 11 измерений, или вообще 13. Если это действительно так, то может быть возможно все что угодно.