Женские чулки: история роскоши и соблазна

Век демократизации и декора

Франсуа Буше, «Утренний туалет», 1742

В XIX веке мужская светская мода претерпела кардинальные изменения, и шелковые чулки стали господствовать только в женском гардеробе! Они по-прежнему были предметами роскоши и стоили очень дорого: позволить их себе могли только самые знатные и состоятельные представительницы прекрасного пола.

В 1-й четверти XIX века чулки различных цветов продолжали украшать вышивкой, которая, в отличие от предшествующего периода, теперь располагалась не только в нижней части изделия, но шла от стопы к верхнему краю борта. В орнаментальных композициях часто встречались восточные мотивы. И это не случайно, так как в это время одним из самых модных женских аксессуаров стала кашмирская шаль со знаменитым узором пейсли, или «турецким огурцом».

Чулки, Франция, 1870-е. Музей Метрополитен

Во 2-й четверти XIX века декор чулок переместился опять на стопу и лодыжку. Изысканные вышитые композиции с растительными мотивами создавались в очень нежной цветовой гамме, придавая женским ножкам удивительное очарование и утонченность.

Популярность чулок в XIX веке постоянно росла, и представительницы прекрасного пола различных социальных групп стали мечтать о заветном аксессуаре. Таким образом, к 1830-м годам фабрики начали производить фильдекосовые и фильдеперсовые чулки. Теперь и у дам менее знатного происхождения появилась возможность обладать чулками, по внешнему виду напоминающими дорогие шелковые изделия.

Фильдекосовые чулки делались из хлопчатника высшего качества, а сама нить подвергалась тугой крутке, благодаря чему изделие приобретало характерный шелковистый блеск. Сначала такое трикотажное полотно начали производить в Шотландии, что и даю название этому виду чулочной продукции: fil d’Ecosse — шотландская нить. В XIX — первой четверти XX века из фильдекоса делали не только женские чулки, но мужские и детские носки, а также перчатки. Они получили широкое распространение среди людей среднего достатка.

Чулки, Америка, 1880-90-е. Музей Метрополитен.

Но более дорогими были фильдеперсовые чулки: fil de Perse — «персидская нить». Они делались из более тонких хлопчатобумажных нитей тугой крутки и поэтому имели еще более ярко выраженный шелковистый блеск. Фильдеперсовые чулки были очень удобны в носке, красиво смотрелись на ноге и стоили дешевле шелковых чулок. Поэтому фильдеперсовые чулки оставались в женском гардеробе еще очень долго — их носили до середины XX века.

Читать также:  Резиновые сапоги. История этой детали костюма

Во 2-й половине XIX века дизайн чулочных изделий претерпел кардинальные изменения. Во многом это было связано с возросшими техническими возможностями чулочной промышленности, но и, конечно, со страстным желанием женщин сделать свои ножки еще более привлекательными. В 1870-е годы вошли в моду чулки с клетчатым узором, а также натуралистично трактованными изображениями веток деревьев с плодами и листьями. Так, узоры чулок превратили женские ножки в буквальном смысле в цветущий сад!

К 1880-м годам во Франции начат и производить однотонные чулки с эффектной вышивкой, располагающейся на стопе по центру подъема ноги и лодыжки. Изображения птиц на ветках экзотических деревьев, а также роскошные орнаментальные композиции, составленные из цветочков с листьями, теперь украшали дамские ножки в шелковых и фильдеперсовых чулках.

В 1880-е годы в моду входят чулки с необычным декором, который создавал имитацию надетых носочков или сапожек, украшенных цветочными розетками и пальметтами. Благодаря колористическому контрасту и тонкой проработке деталей чулки приобрели очень эффектный вид.

Чулки, Франция, конец XIX — начало XX веков. Музей Виктории и Альберта

В 1880-е годы в женском гардеробе появились черные чулки, как правило, украшенные различными декоративными композициями. В случае, если чулки были белого цвета, то делалась черная орнаментальная вставка, а также вывязывались пятка и носок.

В последующее десятилетие остромодными стали черные чулки с вертикальными и горизонтальными полосками, зигзагами и т. д. Такие чулки до сих пор выглядят очень современно!

Однако к концу XIX века роль геометрических узоров в декоре модных чулок становится менее значительной. Орнаментальные мотивы в виде полос и клетки потеряли свою агрессивность, приобрели большую изысканность и служит и лишь в качестве декоративных вставок.

В коллекции Государственного Эрмитажа сохранились черные чулки с подобным узором, которые носила императрица Мария Федоровна. Она прекрасно ориентировалась в модных тенденциях и заказывала себе наряды у таких знаменитых французских модельеров, как Чарльз Ворт. Неудивительно, что императрица предпочитала и чулки, произведенные во Франции.

На рубеже столетий

В самом начале XX века дизайн женских чулок начинает заметно меняться. Черный цвет по-прежнему был дамами любим, но теперь орнаментальные вышивки приобрели значительно более сдержанный характер и в определенной степени возвратились к традициям XVIII века.
В это же время большую популярность приобрели шелковые чулки, которые изготавливались из трикотажного полотна с ажурным вязаным узором, дополненным вышивкой из цветных нитей.

Читать также:  Экотовары: кто придумал и как к ним относиться?
Чулки, Западная Европа, ок. 1900. Музей Виктории и Альберта

На рубеже веков женские чулки в Европе демонстрировали превосходное качество, а производители владели разнообразными текстильными техниками и создавали великолепный декор на высочайшем художественном уровне. Подтверждением тому является пара чулок из собрания Музея Виктории и Альберта, которые были представлены на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Черные чулки с вышитой пайетками и бисером змеей воспринимались современниками как настоящее произведение искусства. К тому же образ змеи вызывал ассоциации с роковой женщиной эпохи модерна, чья красота была как притягательна, так и опасна!

Следует отметить, что уже в последние годы XIX века в дизайне чулок наметилась тенденция к использованию не только вышитого декора, но и кружева. В это время оно в большом количестве использовалось в роскошных нарядах и женском нижнем белье. Кстати, именно в эпоху модерна оно превратилось в мощное оружие дамского кокетства и соблазнения, поражая мужчин своей роскошной изысканностью. Поэтому чулки — важнейший аксессуар дамского lingerie — также начали инкрустировать кружевными вставками.

В черных чулках, как правило, применялось кружево черного цвета типа шантильи. И сегодня восхищает та виртуозность, с которой кружевные композиции внедрялись в «тело» трикотажного полотна чулок!

Белые чулки, инкрустированные драгоценным брюссельским кружевом, выглядели еще более женственно. В сочетании с шелковым бельем они делали мужчин безоружными перед женской красотой!

Итак, в XIX — начале XX веков производство чулок достигло значительных промышленных масштабов. Продукция многочисленных фабрик и мастерских удовлетворяла самым разнообразным вкусам представительниц прекрасного пола. Ассортимент изделий был так велик, что женщина с легкостью могла выбрать те чулки, которые подчеркивали ее природную красоту.

Читать далее >>

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь