Когда-то сокровенное, спрятанное от глаз, считающееся частью интимной жизни, сегодня нижнее белье – предмет гордости и иногда прилюдной демонстрации. Вспомнить хотя бы целые модные показы, посвященные исключительно игривым трусикам и эффектным бюстгальтерам. О них, к слову, наше модное расследование. Рассказываем о том, как женская грудь на многие века лишилась, а затем вновь обрела необходимую поддержку.
Глядя на ленту истории, можно заметить любопытную деталь: модные нравы и предпочтения тех, кто жил на заре цивилизации, все больше походят на современные. А вот средневековые устои одинаково поразили бы и египетскую знатную даму, и современную девушку. Религиозный фанатизм и строгое отношение к человеческому телу как к источнику страстей и соблазнов сыграли свою роль: славная история бюстгальтера, прототип которого существовал уже в Древнем Египте и античности, прерывается именно с началом великого переселения народов — и замолкает на несколько столетий. В то время порывы плоти сковывает — во всех смыслах — жесткий (если не сказать жестокий) корсет. И только к началу XX века женщины решаются взяться за дело и вернуть себе право носить лиф. Но обо всем по порядку.
ОТДЕЛ ПОДДЕРЖКИ
Колыбель человеческой цивилизации — Египет, именно здесь начинается история бюстгальтера. Формы и ткани были тогда самыми простыми: знатные девушки использовали в качестве поддерживающего элемента широкую льняную тесьму, которой буквально забинтовывали грудь. Простолюдинки такими глупостями не занимались, и потому одного взгляда на женский стан было достаточно, чтобы определить, к какому сословию принадлежит женщина. Маленькая, упругая грудь — перед нами однозначно высокородная дама, а вот крупные формы не почитались и являлись уделом девушек, работающих в полях.
Уже тогда нагрудные тесемки (а вернее, то, что они призваны скрыть) привлекают внимание и пробуждают восхищение мужчин. «Я бы хотел стать лентой, стягивающей твою грудь» — такие мечты египетского романтика остались в веках на найденном в Каире папирусе. К слову, это пикантное послание считается одним из самых древних любовных писем. Мода на миниатюрную грудь бытовала и в период античности. У девушек Древней Греции появился выбор: пышнотелые с помощью специальных повязок грудь прятали, юные и формами небогатые — поддержи вали и «возвышали» ее с помощью лент, которые повязывались под молочные железы и оставляли соски открытыми.
Все эти повязки имели разные названия, но самой распространенной моделью был так называемый строфион — кожаный ремешок, который запечатлен на груди богини Афродиты на одной их античных ваз. В свет строфионы носились под туники, но «между нами, девочками», женщины легко сбрасывали длинные одежды и щеголяли друг перед другом в первых бюстгальтерах.
Преемники его, римские строфии, приспособили для того, чтобы подчеркнуть красоту и размер груди. Также в Римской империи существовали ремешки-фасции (с их помощью совсем молодые девушки сдерживали рост груди), мамилляры (для бюста зрелых женщин) и иные варианты протолифчика. Римляне оказались более раскрепощенными, нежели греки, — исторические музеи полны фресок и мозаик, на которых изображены прекрасные дамы в нагрудных повязках, в разной степени обнажающих грудь.
ПОД ПАНЦИРЕМ
С постепенным, но неотвратимым наступлением Средних веков начали меняться и модные предпочтения — точнее, их меняла церковь, не спрашивая желаний самих женщин. Но вскоре новые порядки захватили умы придворных дам, и они с азартом начали осваивать корсеты.
Впрочем, стоит отметить, что нагрудные пластины под летящим корсажем (еще одной частью женского наряда, призванного прикрыть бюст) появились аж в 1300 году до н.э., в минойскую эру. Но тогда корсеты служили декоративным элементом образа, нежели изменяли или скрывали фигуру. Металлические и деревянные вставки — на этой основе создавались известные модели корсетов, деформировавших грудную клетку женщин (а в некоторых культурах и мужчин). До сих пор историкам моды так и не ясно, какая страна может называться родиной упругого пояса на шнуровке — за это звание спорят Испания с ее строгими религиозными правилами и Франция, Мекка моды и стиля. Некоторые исследователи уверяют, что пионером в вопросе ношения корсета стала Екатерина Медичи, которая насильно ввела его в гардероб придворных дам.
Корсет справлялся с тем, чем раньше занимался бюстгальтер, — он поддерживал и стягивал грудь, но, увы, не только. Несчастные женщины задыхались и падали в обмороки, страдали из-за постоянной нехватки воздуха, мучились из-за болезней брюшной полости — и все потому, что такой модный элемент их нарядов нестерпимо сдавливал весь стан женщины. Помимо этого знатная дама не могла самостоятельно одеться и раздеться, свободно повернуться или нагнуться. Очевидно, расхожая фраза о красоте, которая требует жертв, пришла к нам из Средних веков.
Впрочем, и в эпоху Просвещения знатные дамы от корсета не отказались. За несколько столетий он видоизменился. Форма прошла метаморфозы от конической и цилиндрической до знаменитых «песочных часов». Менялись и материалы: железные и стальные пластины сместил китовый ус. Лишь однажды за свою многовековую историю (не считая практически полного поражения в XX веке) корсет был близок к краху — во времена ампира, когда революционные французские настроения подарили дамам свободные платья-туники, подобно античным. Но переменчивая мода лишь ненадолго вернула женщинам свободу: уже спустя двадцать лет корсет отвоевал утерянные было позиции.
XIX век был началом конца для жестокого панциря, и в это же время корсеты стали радикально узкими. На протяжении всего столетия они набирали силу, но лишь для того, чтобы уже к началу 1900 года попасть под тотальную критику медиков и суфражисток. Последние ассоциировали корсет с клеткой, в которую заключена женщина, и требовали избавиться от этого предмета гардероба раз и навсегда. Компромиссом между консервативными и либеральными модными настроениями стало изобретение Мэри Фелпс Джейкобс, которое мы знаем под кратким именем «бра».
БРА-ВИССИМО!
Американка Мэри — нью-йоркская аристократка, любительница балов и иных развлечений знати — придумала первый бюстгальтер привычного нам образца совершенно случайно. Девушке так надоело, что корсет грубо выступает под легкими тканями ее платья, что она взяла два носовых платка и розовую атласную ленту и сконструировала что-то, напоминающее верх купальника-бикини. В этом Фелпс Джейкобс отправилась на бал, где поделилась своей находчивостью с подругами. Универсальный лиф начал пользоваться популярностью в светских кругах, и Мэри решилась продать патент известной швейной компании. Увы, это было ошибкой. Если бы она предпочла авторские отчисления, то стала бы первой женщиной-миллионером.
Удивительно, но за семь лет до триумфа мисс Фелпс Джейкобс, в 1907 году, известный американский женский журнал опубликовал статью о так называемом вандербра — лифе, способном увеличивать форму груди. Еще ранее, в 1889 году, француженка Эрмине Кодоль, всю жизнь занимавшаяся изготовлением корсетов, рискнула и выставила в витрине своего магазина две чашечки для груди, скрепленные лентами и посаженные сзади на корсет. В этот же год немецкая швея Кристина Хардт презентовала публике специальный топ с «укрепленными чашечками для груди, поддерживающими дамский бюст, нисколько не стесняя его природной формы». Кто же из дам был первой в вопросе создания нового изделия, до сих пор остается загадкой. В русском языке прижилось немецкое слово «бюстгальтер», а англоговорящие страны используют сокращение от французского brassiere — бра.
К началу Первой мировой войны лифчики начали выпускаться по универсальным размерам и, значит, стали доступны широким массам. Большинство дам отказались от корсетов в пользу бра. Правда, модели их менялись чуть ли не быстрее, чем основной гардероб женщин. Так, в двадцатые годы на смену чашечкам пришли маечки-бандо, стягивающие грудь и помогающие девушкам спрятать формы в угоду моде на мальчишескую фигуру.
К 1932 году в обиход вошла та самая система размеров, которую мы знаем сейчас, — все чашки стали обозначать буквами латинского алфавита. Ко Второй мировой актуальность приобрели так называемые лифы-пули или торпедо-бра (модель, которая спустя десятилетия сделала Мадонну и Жан-Поля Готье популярными скандалистами).
Во времена золотого Голливуда в ходу были менее агрессивные, но оставшиеся остроконечными чашечки, которые обожала Мэрилин Монро. Брижит Бардо предпочитала более округлые формы модели sweet dreams, в которой она щеголяла чуть ли не в каждом фильме. Ее соотечественница Мишель Мерсье, сама того не подозревая, ввела моду на лиф «балконет», который соблазнительно приподнимал грудь снизу и оголял ее верхнюю часть. К середине семидесятых начали появляться первые спортивные лифы, которые, впрочем, так и не смогли вытеснить ставшие классикой более женственные варианты.
Последнее десятилетие XX века подарило женщине одно из главных ее орудий в арсенале для соблазнения — производители нижнего белья вспомнили изобретение почти столетней давности, тот самый wonderbra, чудо-бюстгальтер, увеличивающий грудь. То, как работает система пуш-ап, блестяще продемонстрировала супермодель Ева Герцигова: в рекламной кампании под названием «Эй, парни!». На портрете молодая женщина радостно смотрела на свое декольте — естественно, грудь была облачена в wondrebra. Вскоре билборды с этим изображением сняли с производства из-за участившегося количества аварий. Мужчины-автомобилисты забывали о дороге, любуясь Евой.
Сегодня бюстгальтер становится не только необходимым элементом интимного гардероба, но и предметом искусства. На модных показах модели прохаживаются по подиуму в лифах, украшенных рубинами и бриллиантами. Дефиле завершают торжественным появлением звездной манекенщицы в так называемом hot fantasy bra. Этот выход — своеобразный выход невесты, ключевой момент всего шоу. Любительницы нижнего белья уверяют: то, что скрыто от глаз, радует и придает уверенности в себе более ощутимо, чем пластические операции или макияж. Невидимая поддержка — во всех смыслах — пожалуй, вот он, один из секретов обольщения современной женщины.