Леонид Лихтерман: «Удовлетворение от своей деятельности — это лучшая награда для мозга»

Многие люди уже в среднем возрасте отмечают, что соображают гораздо медленнее, чем раньше. Можно ли сохранить мыслительные способности и сделать свой ум острее? Об этом рассказывает профессор Леонид Лихтерман, главный научный сотрудник Института нейрохирургии им. Бурденко, академик Нью-Йоркской академии наук.

— Леонид Болеславович, что происходит, когда мозг начинает стареть, и в каком возрасте начинаются эти изменения?

— Возрастные изменения в мозге начинаются очень рано – уже в 30-40 лет мозг теряет миллиарды клеток. Но запас прочности у него настолько велик, что это еще никак не сказывается на нашей деятельности. С возрастом процесс становится более интенсивным. после 70 лет активная гибель нейронов приводит к тому, что масса мозга уменьшается. А поскольку природа не терпит пустоты, происходит замещение погибших нейронов (массы мозга) цереброспинальной жидкостью. Однако запасы нейронов природой заложены с таким избытком, что даже подобные сверхпотери обычно не приводят ни к снижению мозговой работоспособности, ни к потере памяти. Теоретически в норме человек даже в 100-летнем возрасте должен сохранять ясный ум.

— Но на практике этим могут похвастаться очень немногие пожилые люди…

— Наиболее выраженное, быстро прогрессирующее старческое слабоумие обычно отмечается при наличии болезней, поражающих память и интеллект, — Альцгеймера и Паркинсона, при которых происходит апоптоз нейронов (распространённая гибель). Это приводит к оскудению психической деятельности человека: нарушению памяти (особенно «близкой» — в результате человек прекрасно помнит событий 20-летней давности и при этом не знает, выключил ли он газ и куда положил ключи). При глубокой стадии болезни человек перестает понимать прочитанное, услышанное, не может вспомнить свой адрес и квартиру и нуждается в провожатых. При болезни Паркинсона – постепенно теряет способность управлять всеми движениями тела. Это заболевание также со временем приводит к эмоциональным нарушениям, ограничению круга общения и интересов пациента и слабоумию.

— Получается, что возрастные изменения «на роду написаны»?

— Только для людей с генетической предрасположенностью. В последнее время число пациентов, страдающих болезнями Альцгеймера и Паркинсона, действительно резко выросло, но это объясняется увеличением продолжительности жизни. Эти болезни стартуют в старости – раньше многие люди просто не доживали до такого возраста.
На самом деле людей с генетически обусловленным слабоумием не так много. Гораздо чаще у пожилых людей встречаются формы слабоумия, связанные с сосудистыми нарушениями. С возрастом сосуды уплотняются, на стенках откладывается кальций, из-за чего они пропускают меньше крови. Все это приводит к нарушению интеллекта, памяти, активности, ориентации. Эти нарушения легко предотвратить. Атеросклероз (особенно ранний) напрямую связан с нездоровым образом жизни (злоупотреблением жирной пищей, употреблением алкоголя, который провоцирует волчий аппетит, недостатком сна).
Как врач, я часто встречаю 25-30-летних пациентов с мозгом, как у древних стариков. Обычно такое происходит при длительном отравлении мозга. Он восприимчив к загрязнению воздуха, к жесткой воде с наличием тяжелых металлов. Крайне негативно действует на мозг хроническая интоксикация организма (часто ее дают болезни легких и почек). Но сильнее мозг «выносят» алкоголь и наркотики. Их употребление приводит к быстрым и необратимым изменениям, приводящим к досрочному старению мозга. Человек бессилен перед плохой экологией и генетикой, но он может вести такой образ жизни, который позволит сохранить полноценное функционирование мозга, а значит, свое интеллектуальное и творческое долголетие.

— Что помимо здорового образа жизни помогает сохранить светлый ум?

— Сохранение мозга не требует каких-то особых, героических усилий. Для развития и нормальной работы ему нужны простые вещи — образ и ритм жизни, режим дня. Как воздух мозгу необходимы двигательная активность и работа мышц: зарядка, прогулки — пешие, велосипедные, лыжные, которые тонизируют мозг, повышают его сопротивляемость и работоспособность. Мозг угнетают однообразие и негатив — он требует приятных эмоций и смены впечатлений (чувств и картинок перед глазами). Абсолютно необходима для нормального функционирования мозга умственная нагрузка, которая даёт нужные напряжение и удовлетворение.

— С какого возраста надо начинать профилактику старческого слабоумия?

— Нас с детства приучают заботиться о здоровье тела. И о головном мозге тоже нужно заботиться с раннего детства. Мозг как важнейший орган требует развития на всем протяжении человеческой жизни. Ребенок должен быть не только своевременно обучен чтению и письму, но он должен расширять и обогащать свое представление о мире – ходить в музеи, театры, ездить на экскурсии и т.д. Всё это тонизирует мозг и повышает его работоспособность. Но и взрослый человек никогда не должен прекращать этой работы – у него должно быть хобби, он должен постоянно «будить» мозг, подпитывая его новыми знаниями и впечатлениями.

— Многие люди принимают специальные препараты, улучшающие мозговую деятельность. Даже некоторые врачи советуют принимать их в периоды «мозговых штурмов» — перед экзаменами, ответственными совещаниями и т.д.

— Препараты, улучшающие мозговую деятельность, предназначены для больных – в частности, с сосудистыми заболеваниями мозга. Остальные люди не нуждаются в препаратах. То, что мозг в период повышенного умственного напряжения нужно стимулировать — величайшее заблуждение. «Перетрудить» голову умственной деятельностью невозможно! Более того — мозг любит напряжение. Достаточно вспомнить великих людей, которые прожили долгую жизнь и до старости сохранили ясный ум: хирург Иван Павлов, писатель Бернард Шоу, дирижер Светланов — все они работали фактически на износ, но мозг откликается на это с благодарностью, так как повышенные умственные нагрузки закаляют его и делают более пластичным. А закалённый мозг перенесёт любые нагрузки. Очень важно удовлетворение от своей деятельности — это лучшая награда для мозга, он испытывает огромное удовольствие от свершений и не нуждается в дополнительных лекарственных стимулах.

— Одни говорят, что художник должен быть голодным. Другие считают, что мозг нужно «подкармливать», иначе голова работать не будет.

— Дополнительная подкормка мозгу точно не нужна. Когда желудок перегружен пищей, кровь отливает от головного мозга и приливает к желудку, чтобы перерабатывать пищу. Это не идет на пользу умственной деятельности. Неслучайно говорят, что сытое брюхо к учению глухо. Голод также блокирует умственную деятельность, поскольку голодный человек не может думать ни о чем, кроме еды.
Поэтому люди умственного труда должны питаться умеренно и отдавать предпочтение легкой пище – рыбе, овощам, фруктам, кашам. В этом случае мозг будет хорошо кровоснабжаться и работать с максимальной эффективностью. Вопреки распространенному мнению любимой пищи у мозга нет. Поэтому закармливать его конфетами или грецкими орехами необязательно.

— В какой ситуации лучше думается? Принято считать, что лучшие решения рождаются в стрессовых ситуациях.

— Кратковременный стресс действительно тонизирует организм и мобилизует умственную деятельность. Но длительные хронические стрессы поглощают массу нервной энергии и истощают мозг. Поэтому для плодотворной работы нужна нормальная рабочая обстановка – в меру комфортная, но не слишком расслабляющая. Если в коллективе царит нервная атмосфера или его возглавляет человек с непредсказуемым характером, вряд ли команда достигнет хороших результатов.

— Помогают ли сохранить светлый ум специальные тренировки для мозга?

— В последнее время действительно разработаны специальные упражнения, которые рекомендуются для сохранения умственных способностей. Признаться, я отношусь к этому скептически. На мой взгляд, светлую голову помогает сохранить до старости любая умственная деятельность — чтение книг, изучение иностранных языков, даже разгадывание кроссвордов. Главное, чтобы человек не погрузился в просмотр телешоу и мыльных сериалов, которые не предполагают никакого умственного напряжения. А если деятельность ещё и увлекает человека, если он получает моральное удовлетворение от сделанного, в таком случае его мозг точно не будет нуждаться в специальных тренингах.

Беседовала Лидия Юдина

Метки
Показать еще

Еще в этой рубрике

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close