Трудно сказать точно, когда появились первые чулки, но историки единодушны в одном: чулки возникли из-за необходимости мужчин закрывать нижнюю часть ног и вошли в историю костюма сначала как предмет мужского гардероба. Произошло это много тысячелетий тому назад, о чем свидетельствуют мраморные рельефы, на которых изображены воины Древней Греции и Персии, а также роспись на этрусских вазах.
Средние века и эпоха Возрождения
После падения античной цивилизации чулки продолжили бытовать в мужском костюме варварских племен — англосаксов, франков, лангобардов и др., оказав влияние на костюм Средневековья. Чулки назывались шоссами и достигали верхней части бедра. Как же они фиксировались, чтобы не спадать и прочно держаться на мужских ногах? Одевались чулки поверх нательных брюк брэ, к поясу которых крепились шнурками. Сохранившиеся в старинных манускриптах изображения знатных вельмож той эпохи наглядно показывают, что чулки для них были не просто предметом, защищающим ноги от холода и повреждений, но важным средством украшения костюма. И сегодня можно только восхищаться тем, как внимательны были мужчины к своему внешнему виду, придавая особое значение цвету и украшению чулок. Они должны были подчеркивать достоинства мужской фигуры и служить важным декоративным акцентом.
В Италии мужские штаны-чулки назывались «кальцони» и привязывались они к поясу короткой плечевой одежды. В это время получило распространение выражение compagnie Della calza — «компании чулок»: так называли собравшихся вместе молодых итальянских аристократов, которые щеголяли по улицам в ярких нарядах.
Итак, на протяжении всей тысячелетней истории Средних веков чулки были неотъемлемой частью мужского костюма и использовались представителями всех социальных слоев населения. Чулки шили изо льна, шерсти, бархата или тонкой выделки кожи в зависимости от статуса и достатка владельца.
Однако дошедшие до наших дней иллюминированные рукописи свидетельствуют о том, что женщины в Средние века также стали носить чулки. Так, например, в удивительной по своему художественному оформлению Псалтыри XIV века, известной как Псалтырь английской королевы Марии, можно увидеть даму, намеревающуюся надеть чулок. Он имеет жесткую форму и это подтверждает, что чулки шились из плотных тканей. Занимались изготовлением чулок специальные мастера — чулочники, в совершенстве владевшие искусством кроя этого важнейшего предмета одежды.
Возникновение вязаных чулок
Большое влияние на развитие чулочного дела в Европе оказала Испания. Сражаясь с арабами в XIII—XIV веках, испанские воины отметили, что чулки у противника выглядели иначе и более плотно облегали ногу. Эта особенность объяснялась тем, что арабские ремесленники не шили чулки из ткани или кожи, а вязали их из шелка.
Постепенно освоив новую технику, испанцы ввели в моду шелковые вязаные чулки, которые к XVI веку получили широкое распространение. Стоили они очень дорого и, несомненно, являлись предметом роскоши.
Известно, что английский король Генрих VIII в качестве ценного подарка из Испании получил именно вязаные чулки, а его дочь, английская королева Елизавета I, когда ей подарили шелковые чулки, стала их носить с большим удовольствием.
Таким образом, к XVI веку вязаные шелковые чулки наконец-то добрались до женских ножек и стали завоевывать все большую популярность! Знакомство с парадными портретами великосветских красавиц Европы XVI-XVII веков позволило увидеть важную деталь: дамы в те времена предпочитали носить цветные чулки, которые контрастировали с цветом обуви или же были подобраны в цвет к парадному платью. Случайно увиденный край женской ножки в туфельке, одетой на чулок, был способен вызвать восхищение и поклонение мужчин!
Изобретение станка для вязания чулок
Вязание чулок из тончайших шелковых нитей у мастериц занимало много времени, а спрос на чулочную продукцию в Европе среди аристократов был очень высок. Но в Англии в конце XVI века произошло исключительное событие, которое оказало значительное влияние на всю европейскую моду.
В 1589 году выпускник Кембриджа, магистр искусств и теолог Уильям Ли изобрел первый механический вязальный станок. Как же так произошло, чтобы человек, чьи профессиональные интересы находились в гуманитарной сфере, совершил технический переворот в истории текстильного производства? Во всем виновата любовь! Главным мотивом появления нового технического приспособления стала трогательная романтическая история. Уильям Ли был влюблен в вязальщицу чулок Мэри, которая в целях заработка ежедневно вязала дорогие чулочные изделия из тончайших шелковых нитей. Наблюдая часами за спицами в руках любимой, Уильям Ли решил облегчить ее труд и изобрел машину, которая делала до 600 петель в минуту. Это был настоящий прорыв в развитии чулочной промышленности!
Однако английская королева Елизавета I не поддержала изобретение Уильяма Ли, попросту испугавшись технического прогресса. И тогда Ли по приглашению французского короля Генриха IV основал производство шелковых вязаных чулок в Руане. Дело процветало и развивалось, однако после смерти Генриха IV умирает и сам Уильям Ли в 1614 году в Париже, а его мастера со станками возвратились в Англию. Впоследствии дело, начатое влюбленным англичанином, продолжило развиваться уже не только во Франции и в Англии, но и в других городах Европы.
Кажется удивительным, но в XVII веке итальянские фабриканты заботились не только о внешнем виде вязаных механическим способом шелковых чулок, но и об их… весе! Так, в Уставе о «Производстве чулок английского стиля» от 30 октября 1683 года предписывалось следующее: «Чулки должны производиться из шелка хорошего качества, без полос и дырок от игл и должны быть качественно сшиты, стежок к стежку, двойным швом; поскольку вес мужских чулок должен быть четыре унции или, по меньшей мере, три с половиной унции, наказанием за несоблюдение этого требования будет изъятие чулок и два дуката». Действительно, шелковые чулки воспринимались современниками как настоящие произведения ювелирного искусства, а шелк ценился на вес как драгоценный металл!
Однако нередко для мужских чулок в это время продолжали использовать шерсть и лен. В музее Виктории и Альберта хранятся чулки, сшитые из льняной ткани в 1590-1615 годах. Они скроены по косой и украшены вышивкой светло-зеленым шелком. В нижней части (на лодыжке) чулок имеет разрез со шнуровкой, чтобы обеспечить более плотное прилегание ткани к ноге. При этом шнур выступал не только в качестве важного элемента конструкции изделия, но и изысканного декоративного элемента.
В коллекции музея Виктории и Альберта есть еще одна замечательная пара английских шерстяных вязаных чулок с широкими манжетами, имеющими орнамент в виде узкой полоски. Темно-синей шерстью был вышит шов сзади, а также нижняя часть чулок, которые гармонировали с декором верхней части манжетов.