Одной из причин того, что мы быстро устаем и постоянно испытываем стресс, является та, что тело пребывает не в нейтральной, а дискомфортной для себя позиции. Когда гравитационные силы не действуют прямо по линиям нашего скелета, связкам и мышцам, приходится постоянно работать, чтобы поддерживать нас в прямом положении. В течение времени это создаёт боль и напряжение, а также переводит симпатическую систему (экстренный ответ в стрессовых ситуациях) в состояние постоянной боевой готовности.
Том Майерс, автор нескольких книг по анатомии йоги, интегральный мануальный терапевт с сорокалетним опытом, расскажет о том, что такое 4 нейтральные позиции тела. Выясните, какая из этих позиций поможет вам поддержать здоровье и обрести равновесие.
Достижение нейтралитета — я называю это «гармоничное сосуществование со своей телесной оболочкой» — это отдельная практика, заслуживающая особого внимания. Как определить, что «нейтралитет» означает для вас? О какой бы части тела вы ни подумали, важно иметь ответ на этот вопрос наготове, чтобы не возвращаться в позиции и не повторять положения, которые не подходят вашему телу.
Существует множество расхожих взглядов на то, что составляет «физический нейтралитет». Для йогов Тадасана (поза Горы) — воплощение нейтрального положения стоя: позиция для отдыха с прямым позвоночником, гравитация помогает позвонкам встать в корректное положение, а вес тела равномерно распределён между ногами, твёрдо стоящими на земле (рисунок А ниже).
У медиков другое мнение. Для них нейтралитет равнозначен анатомической позиции — термин, вошедший в обращение в начале двадцатого века, чтобы определить нейтральное положение при анатомическом описании тела (рисунок Г).
Эта нейтральная позиция в йоге находит воплощение в Шавасане: положение лёжа, гравитационные силы сбалансированы, позвоночник расслаблен на полу, руки свободно лежат почти перпендикулярно туловищу.
Атлеты настаивают на третьем типе физического нейтралитета. «Атлетический нейтралитет»: вы наготове, вес тела перенесён на кончики пальцев ног, бёдра и колени согнуты, руки на уровне груди, на старт в любой момент! (рисунок Б).
Атлетическое описание похоже по форме (но не по состоянию мышц!) на четвёртое возможное определение нейтралитета — «невесомый нейтралитет» — позиция, которую вы бы приняли при полном расслаблении под водой, словно ребёнок в утробе матери или как астронавт в космосе (рисунок В).
Эти четыре нейтральных положения — позиции, из которых вы чаще всего начинаете движение. Задумайтесь на минуту, какая из этих позиций поможет вам поддержать здоровье и обрести равновесие. Если вы представляете себе беззаботный отдых в комфортном положении, что приходит на ум первым: Тадасана или Шавасана? Может быть, для вас все четыре эти позиции не такие уж и нейтральные, а наоборот создают дискомфорт и лишают энергии?
Возьмём, к примеру, Тадасану. Многим новичкам в йоге кажется, что это самая простая поза. Однако когда вы анализируете все её составляющие, оказывается, что это одна из сложнейших поз. Трудности возникают, поскольку естественный нейтралитет в этой позе легко даётся немногим. Так происходит потому, что нейтральное положение, данное нам от природы, было нарушено вследствие несчастных случаев, плохих привычек, наследственных осложнений. В результате наше врождённое чувство баланса искажается и наше тело непроизвольно принимает малопривлекательную позу: бёдра и таз выпячены вперёд, а голова заваливается назад (рисунок Д).
Умение стоять прямо, как в Тадасане, со стопами на земле, направляющими вес тела назад и позволяющими позвоночнику выпрямиться, — первый шаг к гармоничному существованию в своей физической оболочке. Расслабленно стоя прямо, вы посылаете своей парасимпатической системе (часть автономной нервной системы, отвечающая за восстановление и обновление) сигнал — остановите безумную гонку, успокойтесь и заземлитесь. Сравните это с «атлетическим нейтралитетом», который стимулирует симпатическую нервную систему, отвечающую за экстренную мобилизацию в стрессовых ситуациях.
Сегодня мы находимся в неуклюжем промежуточном положении большую часть времени, где-то между успокаивающей нейтральной позицией стоя и активным атлетическим нейтралитетом. Это значит, что мы застряли между готовностью к действию и полным расслаблением. Например, если ваши колени выпрямлены, а таз выходит за линию пальцев ног, вы не сможете ни отдохнуть, ни приготовиться к движению. Вы и не можете насладиться преимуществами антистрессового эффекта позы стоя, и лишаете себя возможности подготовиться к борьбе со своими внутренними демонами. Мы нуждаемся в обоих режимах — расслаблении и готовности — вопрос только в том, чтобы выбрать один из них в нужном месте в нужное время.
Однако постоянное нахождение в лимбо между ними вызывает тревогу, создаёт напряжение и приводит к боли в спине. В таком случае, гравитационные силы не действуют прямо по линиям нашего скелета. Поэтому мягким тканям — связкам и мышцам — приходится постоянно работать, чтобы поддерживать нас в прямом положении. В течение времени, если не внести коррективы, вы можете схлопотать хроническую боль и дегенерацию мягких тканей.
Я наблюдаю за множеством йогов, интенсивно концентрирующихся на каждом движении во время практики и абсолютно забывающих о своём теле, как только они сворачивают коврик. Как вы сидите? Как вы стоите? Когда вы наклоняетесь вперёд в конце дня, чтобы собрать игрушки, разбросанные ребёнком, легко ли вам вернуться в естественное нейтральное положение стоя? Или вы, скорее, автоматически принимаете позицию, показанную на рисунке Д? Определив для себя нейтральное положение, вы начнёте двигаться к структурной интеграции, используя уроки, выученные на коврике, в повседневной жизни.
Как найти свой физический нейтралитет
Если вы хотите найти оптимальное, легкодоступное вашему телу нейтральное положение, в которое вы могли бы войти без усилий, стоит начать с носочной части стопы.
В Тадасане попробуйте расслабить пальцы ног и позвольте им мягко опуститься на пол, словно пианист, слегка касающийся клавиш кончиками пальцев перед началом выступления. Если вы стоите совершенно прямо, то, возможно, пальцы ваших ног непроизвольно сгибаются, пытаясь зацепиться за коврик, — это рефлекторное движение досталось нам от наших кузенов приматов. Тем не менее, будьте начеку: когда вы стоите, ваши пальцы не должны сгибаться до такой степени, чтобы фаланги побелели и стали видимыми.
Возможно, однако, что ваши пальцы наоборот отрываются от пола, как бы вы ни старались удержать их на месте. Это признак проблем со стопами или голенями: где-то возникает напряжение, которое неумолимо тянет ваши пальцы кверху. Прилагая сознательное усилие, попробуйте опустить пальцы на коврик. Если не получается, попробуйте проработать мышцы голени с помощью массажных шариков, чтобы помочь этим бедным перегруженным мышцам.
ВОТ НЕБОЛЬШОЙ ТЕСТ: можете ли вы поднять все десять пальцев одной ноги и носок другой, не отклоняясь при этом назад? Если нет, то ваш таз, скорее всего, выходит вперёд за ось оптимального нейтрального положения. Так что отведите его назад до уровня, при котором пальцы ног могут расслабиться на коврике, а пятки принимают на себя вес тела.
В идеале вес вашего тела должен равномерно распределяться между обеими пятками, кончиками больших пальцев и основанием мизинцев. Вы можете представить эту тройку опорных точек как стул на трёх ножках или тетрахедрон (если вы фанат геометрии) — три пункта с арками в промежутках.
Когда вы найдёте баланс стоя, перейдите в Адхо Мукха Шванасану (поза Собаки мордой вниз) и отметьте, как положение ваших ног изменилось и приблизилось к идеальному нейтралитету.
Я надеюсь, что эта практика поможет вам понять одну вещь: стоите ли вы действительно крепко, стоите на ногах. Отправьте поясницу немного назад, чтобы освободить кончики пальцев ног от излишнего веса тела, а таз держите прямо над лодыжками. Если же вам нужно приготовиться к действию, согните колени и бёдра, перекатитесь вперёд на кончики пальцев и полностью отдайтесь готовности к действию. Только, пожалуйста, не застревайте в промежуточном положении, показывая спокойствие снаружи, при этом позволяя тревоге съесть вас изнутри. Месяц за месяцем, год за годом такого безалаберного отношения к собственной позе создают определённый болезненный образец напряжения мышц и связок. Вот почему Тадасана — неисчерпаемый источник мудрости в практике йоги.
Это поза, которую ни в коем случае нельзя пропускать, а наоборот нужно практиковать, практиковать и ещё раз практиковать. Если вам удастся определить оптимальное нейтральное положение своего тела с помощью этой позы, вы сможете взять это знание с собой и применить его за пределами коврика, изменив то, как вы двигаетесь в повседневной жизни. Эта привычка проверять и корректировать свою позу в течение дня сослужит вам добрую службу и в долгосрочной перспективе положительно повлияет не только на вашу физиологию, но и на эмоциональное состояние.